Интерьер в греческом стиле от древности до наших дней.
Интерьеры в греческом стиле переносят нас в далёкую эпоху грозных богов и отважных героев, в то время, когда люди жили рядом с мифическими существами, строили величественные храмы и совершали невероятные подвиги.
Ордерная система – гармония и единство всех частей целого:
При создании архитектурных сооружений зодчие стремились к гармонии конструктивных форм и внешней эстетической выразительности. Поэтому именно в древней Греции (к 5-7 в до н. э.) сложилась классическая ордерная система. Ордер – это особый порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором несомые и несущие части взаимодействуют не только утилитарно, но ещё и очень эстетично. Им создаётся выразительное художественное единство.
Всего в древней Греции сложились 3 типа ордера:
дорический;
ионический;
коринфский.
Причём, зародившись в разных частях Эллады, они, затем, получили повсеместное распространение. Отличия ордеров: формы, отдельные элементы и детали и, самое главное – стилистические особенности.
Дорический ордер – наиболее простой. В его пропорциях особенно отчётливо просматриваются мощные колонны с массивным фустом (телом колонны) и каннелюрами – вертикальными желобками.
Ионический ордер – наиболее «лёгкий». Их пропорции – изящны, а фуст может быть с желобками, либо гладким.
Коринфский ордер – развивался на основе ионического ордера, поэтому его пропорции и ритм не сильно отличны от ионического. Зато сама капитель очень сложна, насыщена растительным орнаментом (это стилизованный цветок аканта, который раскрывается в виде спирали – наподобие папоротника).
*Лист растения – аканта (похожий на медвежью лапу,) послуживший основой архитектурного орнамента с тем же названием «Акант». Древние греки считали что акант – растёт на могилах древних героев. Значение символа: бессмертие, жизнь, растущая луна, почитание изящных искусств.
Дом древнего грека:
Гинекей – женские покои (спальни, дети, прислуга..); андрон – мужские покои (приём гостей, пиры..)
Жизнь в Древней Греции носила публичный характер, люди больше времени проводили на улицах и площадях своих городов-полисов, чем в домах – они любили слушать философов в тенистых садах, смотреть театральные представления в амфитеатрах, наслаждаться выступлениями музыкантов и танцоров на площадях городов, наблюдать за соревнованиями атлетов и заниматься спортом. Именно поэтому строительству и убранству общественных зданий уделялось большее внимание чем убранству жилья.
Каким же было жильё древнего грека в период расцвета Греции?
Стены дома внутри зачастую украшались настенной живописью, декоративной штукатуркой. Конструкция потолков – деревянные балки – зачастую не «закрывалась», а выставлялась напоказ в своем естественном «конструктивном» виде, если же конструкция «скрывалась» от глаз, то потолок дополнительно украшался изящной росписью. Полы, обычно, были покрыты мозаикой, позже – под влиянием Востока, их стали застилать коврами. Объекты предметного мира, в основном, были позаимствованы у жителей Египта, Ассирии, Крита… но были трансформированы, чтобы соответствовать «стилю жизни» и вкусами древних эллинов.
Греки «любовались» предметной формой – им нравилась сама конструкция – сопоставление в ней несущего и несомого, согласованность формы вещи с человеком, с размерами и формой его тела (здесь, видимо, и берет своё начало эргономика).
Единство утилитарного и эстетичного – характерная черта предметного мира Древней Греции. Ремесло, здесь, не было отделено от искусства, и искусные мастера – создатели предметного мира, ценились не меньше чем художники станковых видов искусств. Именно поэтому так поражает своей органичностью, единством формы и содержания предметный мир древнегреческой цивилизации.
Современная интерпретация интерьера в Греческом стиле:
Работая над таким интерьером сегодня важно – ни в коем случае не заниматься «украшательством». В первую очередь нужно работать с пространством – оценить его, использовать его преимущества и обратить в пользу недостатки. Ошибку допустят те, кто начнёт использовать обилие роскошных вещей – этот стиль отличается минимумом мебели, простыми формами. Здесь центр «вселенной» – человек, его уникальность не должны заслонять вещи! Лучшим решением в создании греческого стиля будит, насыщение его светом и воздухом, использование натуральных материалов, предметов декоративно-прикладного искусства и изделий «ручной работы».
Цвета:
Палитра цветов Греческого стиля очень светлая, «воздушная». Можно выделить в ней, несколько условно, пару основных групп цветов:
цвета земли/дерева – песочный, шафрановый, цвета выжженных солнцем полевых трав и листвы оливковых деревьев;
цвета моря/неба – лазурный, небесно- голубой, цвет летних сумерек, морской воды
Оттенки белого в интерьере – тёплые и мягкие тона слоновой кости и топлёного молока.
Отделка:
Стены – фактура отделки оштукатуренных стен вполне может быть нарочито «рукотворной» (без абсолютной гладкости и идеального выравнивания), ведь, именно естественность поверхности подарит помещению вид античной «старины». Грамотное применение карнизов и молдингов с простым и несколько аскетичным орнаментом, фресок, орнамента, мозаек и росписей – дополнительно украсит стены (здесь важно не перенасытить пространство декором); Потолки – отделка карнизами по периметру, использование балок (натурального дерева или его имитации), матовая текстура или лёгкий сатиновый блеск, аскетичная неяркая роспись – привнесут в интерьер изысканную античную нотку; Полы – материалы пола; керамическая плитка – однотонная или с геометрической росписью, мозайка паркетная доска или дерево – не с глянцевым блеском, а обработанные воском (подчеркнет натуральность и текстуру материала) Мебель – простых форм и красивых «классических» конструкций, вставки из бронзы, состаренного золота и серебра – придадут ей загадочный блеск; Текстиль – подчёркивающий единство и гармонию форм интерьера. Мягкие складки, натуральные неяркие цвета; Аксессуары – символические статуи и статуэтки из гипса, дерева или бронзы, обилие керамики, изделия из бронзы, состаренного золота и серебра, Восточные ковры… Советы профессионалов:
1. Если стены у Вас не идеально «ровные»- то использование грубой фактурной штукатурки будет весьма кстати – ведь именно она, в стилизации под греческий стиль, привнесет особую, строгую красоту, которая отличает этот стиль.
2. Техника ручной росписи — очень дорогое удовольствие. Затраты сокращаются, если вместо натуральной фрески используются текстурные фотообои. Их поверхность имитирует холст, лен или штукатурку.
3. Особый визуальный эффект простора и «величественности» будет достигнут если потолки достаточно высоки – ведь использование лепнины именно на высоких потолках смотрится максимально эффектно и гармонично.
4. Чтобы придать визуальную целостность помещению, при устройстве пола, будет наилучшим решением использовать небольшое количество напольных покрытий. Предпочтительнее всего будит плитка, теплых терракотовых оттенков (желательно неглазурованная), плитка с изразцами, с фризами или небольшие вставки мраморной мозаики.
5. Текстиль используется в греческом интерьере скорее утилитарно, нежели ради эффектной эстетики. Ткани лучше использовать натуральные: льняные, хлопковые, мешковину. Не увлекаться сложно драпированными занавесями, а использовать жалюзи из натуральных материалов – таких как: циновка, бамбук, древесина.. или римские шторы из натуральных тканей.